Сегодня в картинной галерее

Родина духов”

Сила древней веры Байкала на выставке «Родина Духов»

Древняя земля Прибайкалья – уникальное хранилище многовековых культов коренных жителей этих мест, которые и само озеро Байкал почитали как великое божество. И в фондах Картинной галереи есть множество картин художников, которые со всей отдачей и любовью рассказывают о Родине Духов – Байкале.

С давних пор Байкальский регион – носитель традиционного шаманизма, а общепризнанным священным местом шаманов северного мира издревле является остров Ольхон.  У коренных жителей Байкала есть предание, повествующее, что Озеро – это живое существо, дух его, Бурхан, обитает на острове Ольхон, и он может принимать облик орла, а его помощники – это эжины.

В мифологии бурят одушевляется все – животные, птицы, леса, реки, деревья, камни… Эжинов надо задабривать, кормить, угощать. Иначе – немилость, неприятности, болезнь. За непочтительное отношение к себе духи жестоко мстят, а благосклонно относятся только к тем, кто оказывает уважение и почтение. И неприкосновенной по сей день остается старейшая традиция бурятского народа – отдать почести местным духам во главе с Бурханом. Именно поэтому берега Байкала и степи вокруг него заполнены жертвенными стоянками, на которых просят духов о хорошем улове, гладком пути, солнечных днях, здоровье семьи, защите от бед… Место, где проходит такое приношение духам, называется бариса. Именно здесь появляются духи умерших шаманов и пребывают местные эжины.

На выставке «Родина Духов» в Картинной галерее вы увидите отражение этих верований. Значимое место занимают графические листы талантливого, самобытного художника Александра Имедеева. Посредством цветной линогравюры художник изображает серию «Сурхарбан», это такие работы как «Выбивание сура», «Мелодии ехоры», «Танец шаманов». Сурхарбан – национальный праздник бурят (дословно – «стрельба в сур»). Праздник является своеобразным военным смотром, на котором отбираются наилучшие воины. На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов. Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат. Самым зрелищным была борьба, а третьим видом состязаний были конные скачки. Кульминацией праздника является танец – ехор. Этот танец имеет древнее происхождение и символизирует единство бурят.

Роман Лавринович, настоящий мастер, художник, который всегда открыт к сотрудничеству с галереей,  работает с разными видами материалов. На выставке «Родина духов» мы видим главнейший инструмент шамана – бубен из медвежьей шкуры работы мастера. Если для обычного человека бубен – это всего лишь музыкальный инструмент, то для шамана – универсальное изображение мира, верный проводник в путешествиях по Миру Духов. С помощью музыкального ритма бубна шаман входит в транс (камлание), а также проводит ритуалы по приманиваю или отпугиванию духов.

Знаменитую легенду Байкала о происхождении двух могущественных «кланов» Бурятии рассказывает советский и российский живописец Виталий Георгиевич Смагин. Смелой, уверенной акварелью он показывает живость характера всем известных персонажей – Эхирита и Булагата.

Есть на выставке и полотна известного, молодого художника Степана Шоболова с говорящими названиями «Золотая эхолалия», «Сон старой черепахи», «Млечный сок». Авторская философия наводит зрителя на раздумья,  погружает в некую независимую от времени и  эпохи реальность.  Несмотря на множество явных изображений-символов на картинах (например, ворона, символ Инь-Янь, черепаха, весы,  яйцо), художник не навязывает свою позицию, дает возможность зрителю вольно интерпретировать  образы.

На выставке есть и пейзажи, о которых можно кратко сказать, что это – больше, чем пейзажи. Полотно Владимира Игоревича Осипова «Порт- Байкал» мистично. Над озером сгущаются темные краски, волны разбиваются о берег, тусклый, распространяющийся свет луны завершает таинственный образ Байкала. Озеро в исполнении Геннадия Петровича Масксакова на картине «Шаман-камень» уже спокойное, ясное. Но название картины, тем не менее, не дает забыть о древней силе Байкала.

«Становление»-работа В.А. Никишина, из серии «Шаманы Сибири», над которой художник увлеченно работал несколько лет, собирая и изучая материалы. Автор средствами художественной выразительности довольно подробно описывает становление и деятельность шамана, обряды, совершаемые им. На плоскость бумажного листа художник помещает и вполне реальную символику. Графика Никишина – это смешанная техника: художник работает как по белому, так и тонированному листу пером и тушью, кистью и акварелью или гуашью. Сочетание черного, белого и цветного, ювелирная отделка деталей и дает тот неповторимый эффект, который выделяет графические работы этого автора.

Коренные жители Байкала считают, что эта земля допускает и принимает только тех, кто верит в могущество Бурхана, бережно относится к Озеру, уважает местные традиции и приехал с чистыми помыслами. А мы приглашаем вас посетить выставку «Родину Духов» в Картинной галерее!

Первая картина, с которой мы познакомимся, называется «Полдень», её написал художник  Е.А.Чугайнов. На дальнем  плане он  показал небольшую, оторванную  от всех благ цивилизации деревню.  Таких деревень в России много. Они могут располагаться в нескольких сотнях километров от ближайшего города или райцентра. В таких деревнях люди, как и сто-двести лет назад, живут натуральным хозяйством: засевают поля, разводят скот, рыбачат, охотятся и пьют крепкий чай из настоящих самоваров. Численность населения  может быть всего 10 человек. Дороги этим к населенным пунктам, по сути, нет. Зимой ее можно преодолеть только на снегоходе, а летом (после сильного дождя) – исключительно на тракторе. Вода – из родников, свет – из керосиновых ламп, генератор – один на три села. И сколько подобных деревень разбросано по просторам необъятной России – сказать сложно.

«Тальцы» Веснин А.Ф.

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — уникальное место, где собраны памятники истории, архитектуры и этнографии, а также воссоздана жизнь сибирской деревни в прошлые века.

 В музейном комплексе под открытым небом, можно увидеть 4 историко-культурные зоны: русскую, бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую. Последние три — это коренные народы Прибайкалья, и у вас есть возможность погрузиться в их быт, изучая бурятские улусы-летники, эвенкийские стойбища или захоронения. Большую территорию занимает русская зона — с памятниками деревянного зодчества 17-19 веков, причем они были вывезены с Братского и Илимского районов Иркутской области, то есть это настоящие сооружения, просто перенесенные в музей под открытым небом. Сегодня мы можем прогуляться по Илимскому острогу и в здании волостного правления, зайти в гости к зажиточным крестьянам и в сельский магазин. Здесь часто проводятся праздники, выставки и фестивали, есть различные мастерские, где можно не только посмотреть на народных умельцев, но и попробовать сделать что-нибудь самому.

В.Е. Сысоев «Натюрморт с самоваром»

Русская деревня воспевается классиками искусства вот уже многие годы. Согласитесь, что сердцу каждого из нас она близкая и родная. Где-то на генетическом уровне заложена любовь к ее природе, быту и людям.

Особенное распространение в живописи получил деревенский натюрморт. Красота, не вычурная, не шикарная, а какая-то простая, обыденная наполняет эти картины. При взгляде на них сердце окутывает тихая тоска по чему-то далекому, и так хочется снова вернутся в детство, встать с первыми петухами на запах бабушкиных пирожков, сесть за большой деревянный стол и щурится от лучей солнца, играющих на белоснежной скатерти…

Почему при взгляде на картину мы сразу понимаем, что это на ней изображен именно деревенский натюрморт? Какие особые предметы, какой собственный стиль свойственен данной тематике в живописи? Попробуем разобраться.

Натюрморт в деревенском стиле всегда очень прост. На обыкновенном деревянном столе вы никогда не увидите изысканности и лоска. Из овощей – только те, что выращены на собственной грядке. Из фруктов – садовые плоды. Посуда чаще всего представлена чашками, блюдцами, деревянными или алюминиевыми ложками, а в центре символ русской деревни – самовар.

Натюрморт в деревенском стиле может быть и с цветами. Это прежде всего полевые травы, ромашки, тысячелистник, васильки. Букеты на картинах обычно наполнены сочной зеленью и помещены в глиняные вазы с росписью или без.

А как же деревня без свежеиспеченного хлеба! Зачастую и он становится центром композиции. Глиняный кувшин парного молока, хрустящая золотистая булка и букет цветов… Вы чувствуете эту деревенскую романтику? Желание, искупавшись в русской бане, выехать к речке, смотреть на закат под мелодичное кваканье лягушек, стрекот сверчков и дышать-дышать этим запахом свободы и природной красоты?

Художники используют теплые цвета для написания сельского натюрморта. Песочные тона, много желтого и красного, богатый зеленый. Главное время года на картинах – позднее лето или ранняя осень, пора урожая.


ИЛЛЮСТРАЦИИ КУПРИЯНОВА В.В. К СКАЗКЕ “КОНЕК-ГОРБУНОК” из фондов Картинной галереи

В фондах Картинной галереи много ценных и интересных работ. Иллюстрации Куприянова В.В. к сказке “Конек-горбунок” – его дипломная работа , получившая оценку “отлично” в Санкт-Петербургском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.

Посмотреть иллюстрации и послушать аудиосказку можно прямо на площадке Картинной галереи! Каждый вторник и четверг (18.08, 20.08, 25.08, 27.08) с 16.00 до 17.30 можно услышать аудиосказку “Конек-горбунок” в исполнении Олега Табакова.

Обсуждение закрыто.