Памяти Николая Домашенко

26 июля 2023 года ушел из жизни Заслуженный художник Российской Федерации, петербургский художник-график, добрый друг и меценат Усть-Илимской Картинной галереи Николай Иванович Домашенко.

            Николай Иванович родился 6 сентября 1946 г. в г. Иркутске. В 1962 – 1967 гг. учился в Иркутском училище искусств у педагогов М. Воронько, В. Тетенькина, Г. Богданова, А. Вычугжанина, Г. Новиковой, Г. Курочкиной. С 1967 по 1974 гг. преподавал в родном училище, где в 24 года был принят в Союз художников СССР.

            Семейный союз и творческая судьба художников-графиков Николая Домашенко и Галины Курочкиной в 70 – 80-е годы  были плодотворно связана с Новосибирском. После смерти жены в 1982 году Николай Иванович переехал на постоянное жительство в Ленинград, где он работал в станковой и книжной графике, малой графике – экслибрисе, в технике офорта, резцовой гравюры, сухой иглы, литографии  и постоянно преподавал в детской художественной школе.

            По творческой природе Домашенко – график. Его стихия – бумага, металл, послушные инструменты офортиста, литографа – все это необходимо для создания эстампа. В Москве и Санкт-Петербурге Домашенко зовут «отцом сухой иглы». Это шутливое звание является признанием того совершенства, которого художник достиг в этой, истинно мужской, технике гравюры по металлу. Цинковая доска вспарывается резцом, и нужна четкая определенность замысла, сила и точность руки, чтобы резец не соскользнул, не оробел перед металлом. Краска забивается во вспоротую поверхность цинковой доски, а потом снимается ладонью с гладких поверхностей, задерживаясь только в штрихах и заусеницах – барбах. Кожа на ладонях снашивается при этом до тонкой розовой пленочки. Но руки художника никто не видит – все восхищаются изумительно артистичной, изящной техникой, бархатными черными штрихами на белой поверхности бумаги. Свою «сухую иглу» Домашенко часто подкрашивает неяркой, приглушенной акварелью, которая не подавляет линию, а вносит еще один эмоциональный компонент – цвет. Классические основы композиции он впитал в свое сознание еще в художественной школе иркутского Дворца пионеров, где любимая учительница советовала ему не распыляться по листу, главного героя выделять крупнее в центре. Этому он следовал всегда, не поддался увлечению современных петербургских графиков сюрреалистичностью и метафизикой. У него свое лицо, свои темы.

Творчество и мастерство графика Н. И. Домашенко признано по всей России. Работы автора хранятся  в Эрмитаже, ГМИИ им. А.С. Пушкина, многих музеях страны. Усть-Илимская коллекция произведений Н.И. Домашенко уникальна разнообразием техник, тем и художественных образов. Дружба картинной галереи с художником началась летом 1994 года, когда Домашенко впервые побывал в г. Усть-Илимске в составе творческой группы Иркутского отделения Союза художников России. Постперестроечный северный город произвел на него гнетущее впечатление «культурного вакуума» (Дворцы культуры и кинотеатры не работали). впечатлило  существование в маленьком городке такого статусного учреждения культуры как «Картинная галерея», где директор Наталья Васильевна Волкова (1992-2007) совместно с мощной когортой талантливых художников создавала «Дух места» (художественное пространство городского сообщества). Так после отчетной выставки иркутян в наших фондах появилась первая  серия «Усть-Илимские зарисовки», выполненная в технике сепии и акварели.  С этого момента он никогда не забывал о нашем городе и Картинной галерее, с любой случайной оказией безвозмездно присылал графические произведения, авторские и друзей-коллег по цеху.

В июле 2001 года художник-меценат вторично посетил Усть-Илимск и привез в подарок картинной галерее 41 авторскую иллюстрацию последнего издания сборника повестей Аркадия и Бориса Стругацких “Гадкие лебеди” и 3 уникальных произведения, вошедших в эксклюзивное издание “История культуры Санкт-Петербурга в эстампах современных петербургских графиков”, выпущенное к 300-летию северной столицы тиражом всего 5 экземпляров.

В конце 2009 года директор О.Н. Полунина и главный хранитель фондов Н.В. Ступина  посетили Николая Ивановича в Санкт-Петербурге и привезли его подарок  галерее – 359 листов графики, в том числе 100 авторских и 259 произведений других художников.

В 2019 году Николай Иванович вновь был в Усть-Илимске и подарил в фонды галереи еще 158 графических произведений. Также он сподвиг своего петербургского друга-живописца Александра Петровича Сороку на дарение в наши фонды 25 пейзажей  северной столицы и ее окрестностей, выполненных в импрессионистической манере.

Всего за годы нашей дружбы Николай Иванович подарил галерее на Ангаре 900 листов печатной графики, в том числе 347 авторских произведений и 553 работы девяноста восьми имен современных графиков России.

Тематически авторскую коллекцию Н.И. Домашенко в фондах Усть-Илимской Картинной галереи можно разделить на серии: «декабристскую», «литературную», «портретную», “устьилимскую”, «по Монголии»,  пейзажей Санкт-Петербурга и его окрестностей, экслибрисов.

“Декабристы” – главная тема всего исторического творчества Н.И. Домашенко – представлена  сериями работ  “Трагедия декабря”, “Цена свободы”, форзацами книг Восточно-Сибирского издательства “Во глубине сибирских руд”.  Несмотря на переоценку исторических событий 1825 г. на Сенатской площади, офицеры и солдаты восставших полков для художника – героические личности, достойные благодарной памяти и восхищения потомков.

«Портретная галерея» Н.И. Домашенко в наших фондах  разнообразна и выразительна: от исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Суворова, знаменитых русских писателей А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя до портретов современников разных мест России.

Под обобщенным названием “литературная серия” подразумевается книжная графика, иллюстрирующая отечественную и мировую классику. Фонды картинной галереи располагают иллюстрациями художника от русских народных сказок до пушкинских, герои рассказов О’Генри соседствуют с древнегреческими мифологическими героями, мир Мастера и Маргариты соревнуется с гоголевской бесовщиной.

Фондовая коллекция Усть-Илимской картинной галереи, насчитывающая 1950 произведений, формировалась в основном за счет дарений художников. Истинным продолжателем русской традиции меценатства можно назвать санкт-петербургского художника, «отца сухой иглы» Николая Ивановича Домашенко, творчество и мастерство которого признано по всей России

Что касается меценатства… Доброе дело на благо всего сибирского города сделано было Николаем Ивановичем по-христиански тихо, без рекламы и репортеров, послужило благородным примером многим художникам.

Коллектив Усть-Илимской Картинной галереи и Комитета культуры Администрации города УИ со скорбью и благодарностью вспоминает о добрейшей души человеке, бескорыстном меценате, уважаемом педагоге, заслуженном художнике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *